Обратный звонок
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages

Как общаться с коллекторами?

«Коллекторами» принято называть организации (и/или их должностных лиц), основной деятельностью которых является взыскание просроченной задолженности на основании агентских договоров с кредиторами или которые являются новыми кредиторами должника в силу состоявшейся уступки прав требования (цессии).
В 2016 году был принят отдельный Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ (далее – Закон), которым деятельность кредиторов и коллекторов, направленная на возврат просроченной задолженности стала подробно регулироваться на законодательном уровне; была введена соответствующая ответственность за его нарушение.
Законом предусмотрены следующие способы взаимодействия с должником (ст. 4 Закона):
1) личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);
2) телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;
3) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.

При этом объем указанных способов взаимодействий является ограниченным, а именно, – по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается непосредственное взаимодействие с должником:
1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;
2) посредством личных встреч более одного раза в неделю;
3) посредством телефонных переговоров:
а) более одного раза в сутки;
б) более двух раз в неделю;
в) более восьми раз в месяц.

Взаимодействие с должником посредством телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи не допускается:
1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;
2) общим числом:
а) более двух раз в сутки;
б) более четырех раз в неделю;
в) более шестнадцати раз в месяц.

Используя непосредственное взаимодействие коллекторы не вправе применять методы, опасные для жизни и здоровья людей, не вправе использовать угрозы, использовать какое-либо психологическое давление. Это указано в Законе.

Закон также предусматривает возможность полностью отказаться от взаимодействия с коллекторами, направив письменное уведомление по утвержденной Федеральной службой судебных приставов России форме.
Как показывает практика, преимущественно инициатором общения с коллекторами выступают именно они: путем голосовых сообщений, звонков, текстовых сообщений (СМС), письменных уведомлений. Личное участие коллекторы предпринимают не так часто.
В том случае, если Вам поступил звонок от коллектора, Вам необходимо, в первую очередь, выяснить, кто и на каком основании Вам звонит: выяснить ФИО звонящего, его должность, кого и на каком основании он представляет. Запишите полученную информацию, отметьте дату, время.

Помните, не смотря на то, что должник, по определению, является обязанной стороной, это не дает право любому кредитору или его представителю (коллектору), нарушать Закон.

При общении с коллекторами знайте, что у них такая специфическая работа: методами внушения, убеждения они пытаются любыми способами убедить должника оплатить задолженность, даже частично (тем самым прервав течение срока исковой давности (при наличии)).
По сути, коллекторы являются психологами, способными различными законными способами добиться желаемого результата. Не предпринимайте скоропалительных решений. Не поддавайтесь на уговоры, не бегите занимать денег, не оформляйте новые займы и микрозаймы, до того, как все не проанализируете и не сделаете соответствующих выводов.
Не оправдывайтесь перед коллекторами, ничего не обещайте, ничего не сообщайте (особенно, о месте работы, доходе, семейном положении, новых телефонов и адресов и т.д.).
Просто убедитесь в полномочиях звонящего, как указано выше, выслушайте поступившие предложения, дайте понять звонящему, что Вы знаете о своих правах и мере ответственности для коллекторских организаций (например, исключение из государственного реестра, штрафы на юридических лиц до 2 млн руб.), поблагодарите за информацию. И все, до свидания.
Иногда от коллекторов может поступить информация, которую стоит рассмотреть: например о дисконте, прощении части долга, переуступке. Но такие предложения не стоит принимать, предварительно не проконсультировавшись с юристом в области кредитования. Будьте бдительны.

В том случае, если Вы столкнулись с некорректным отношением звонящего, наличии хамского отношения, граничащего с угрозой жизни и здоровью, незамедлительно следует прекратить разговор и предпринять соответствующие меры по пресечению возможных повторов таких звонков, путем обращения с жалобами в соответствующие органы. В данном случае рекомендуем обратиться за помощью к юристам.

При общении с коллекторами, если у Вас в принципе есть такое желание общаться, рекомендуем осуществлять запись звонков, предупредив об этом звонящего.
Также не забывайте, что у должника есть законное право отказаться от личного взаимодействия и взаимодействия путем звонков и текстовых сообщений, оставив коллектору только возможность направления письменной корреспонденции.
Отметим важную вещь: любая коллекторская организация, которая может вступать во взаимодействие с должником, должна быть включена в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности. Самостоятельно проверить наличие или отсутствие в реестре организации, которая вступила во взаимодействие с должником, Вы сможете  на сайте уполномоченного органа (ФССП России).

Рассказать друзьям