В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предлагается внести ряд изменений, направленных на усиление защиты прав заемщиков, имеющих просроченную задолженность, и которую кредитор или привлеченные им лица пытаются взыскать во внесудебном порядке.
Как известно, в настоящее время в КоАП РФ имеется статья (14.57) устанавливающая соответствующую ответственность за допущенные нарушения. Однако, в диспозитивной части статьи имеется прямое исключение кредитных организаций из числа тех, к кому может быть применена такая ответственность.
В связи с чем, в пояснительной записке законопроекта (№ 992248-7) указано, что кредитные организации являются полноценными субъектами правоотношений, регулируемых Федеральным законом №230-ФЗ, поэтому предлагается в диспозицию части 1 ст. 14.57 КоАП РФ внести изменения, направленные на включение кредитных организаций в число субъектов административного правонарушения по указанной норме.
Ссылаясь на приведенные в пояснительной записке статистические данные (о привлечении к ответственности), законодатель отмечает рост совершения административных правонарушений по данной статье и, как следствие, на неэффективность действующих санкций.
При этом указывается, что количество принятых ФССП России обращений о нарушении Федерального закона № 230-ФЗ в отношении ЮЛ, не осуществляющих возврат просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, почти в два раза превышает количество обращений, в отношении ЮЛ, включенный в государственный реестр.
Поскольку в настоящее время кредитные организации во всех случаях не являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного часть 1 ст. 14.57 КоАП РФ, это исключает производство по делу об административном правонарушении.
Следовательно, кредитные организации в настоящее время невозможно привлечь к ответственности за нарушение Федерального закона № 230-ФЗ (Федеральный закон о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”).
Это подтвердил и Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 18.06.2019 N 49-АД19-2.
Принятие законопроекта позволит привлекать кредитные организации к ответственности за нарушение прав заемщиков при осуществлении деятельности, направленной на возврат просроченной задолженности.
Этим же законопроектом увеличивается и размер санкций (ч. 1 ст. 14 57 КоАП РФ) до пятисот тысяч рублей штрафа на ЮЛ (сейчас – до двухсот тысяч).
Кроме того, законопроектом предлагается наделить должностных лиц ФССП России полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.57 КоАП РФ. В настоящее время такие дела рассматриваются судами.
Передача рассмотрения дел такой категории должностным лицам ФССП России обосновывается концепцией о целесообразности сокращения количества составов административных правонарушений, по которым суд является органом, привлекающим к административной ответственности, ограничив их (суды) только теми составами, которые представляют повышенную общественную вредность и по которым административные наказания вправе назначить только суд.
Принятие законопроекта позволит усовершенствовать механизм защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности, отмечается в пояснительной записке.
См. также: